Рассмотрено Утверждаю
и принято на заседании Директор МОБУ СОШ с.Подлубово
педсовета _____________Ростовцева В.И.
Протокол № 7 Приказ № 33
от «28» февраля 2012 г. от «03» марта 2012 г.
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОБУ СОШ с.Подлубово
муниципального района
Кармаскалинский район
Республики Башкортостан
на 2011-2015 годы
2012
1. Разделы основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Подлубово муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан, утвержденной приказом № 76 от «20» июня 2011 года (далее – ООП НОО): Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отнести к целевому разделу ООП НОО.
2. Разделы ООП НОО: Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы отнести к содержательному разделу ООП НОО.
3. Разделы ООП НОО: Учебный план начального общего образования, План внеурочной деятельности, Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отнести к организационному разделу ООП НОО.
4. Раздел ООП НОО «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» изложить в следующей редакции: «Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни» и дополнить следующим содержанием:
Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
− формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
− формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
− формирование установки на использование здорового питания;
− формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
− формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
− использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
− обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
− формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
− формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Результаты деятельности, обеспечивающие формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
1. Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
6. Сформированность системы знаний по овладению методами
оздоровления организма
7. Сформированность первоначальных навыков по вопросам
оказания доврачебной помощи себе и другому человеку
· Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса являются
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.
2. Рациональная организация образовательного процесса
3. Организация диагностики (мониторинг состояния здоровья и физического развития школьников).
4. Реализация профилактической и коррекционной работы.
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы
6. Организация информационно-просветительской работы
· Модель организации работы представлена в виде урочной (3 часа в неделю) и внеурочной деятельности.
· Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения, физкультурно-спортивной, оздоровительной работе и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Применение в образовательном процессе разнообразных форм (групповых, индивидуальных и массовых).
· Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся. Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития. Сложившаяся система включает:
− полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
− рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
− целенаправленная работа по антитеррористической защищенности учащихся (учения по эвакуации при возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций);
− организацию занятий по лечебной физкультуре;
− организацию динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
− организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
− регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов);
− организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Показателем эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся является принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся представлена в следующем виде Ежегодный анализ данных по заболеваемости обучающихся и состоянию здоровья школьников по медицинским группам. Диагностика на основе психолого-педагогических карт школьников.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
· формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
· пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
· формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
· формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
· соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
· формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
· становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
· формирование потребности обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
· формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
· формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
5. План внеурочной деятельности по направлениям развития личности:
· пояснительная записка
· состав и структура направлений внеурочной деятельности
· формы организации внеурочной деятельности
· недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания внеурочной деятельности по классам, направлениям развития личности обучающихся
· максимальный объём внеурочной деятельности на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей ОУ
6. Система условий реализации ООП НОО:
· кадровые условия
· психолого-педагогические условия
· финансовые условия
· материально-технические условия
· учебно-методическое обеспечение
· информационное обеспечение
· изменения в условиях (кадровых, психолого-педагогических и др.) в соответствии с приоритетами ООП НОО
· механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
· сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
· контроль за состоянием системы условий (кадровых, психолого-педагогических и др.)
Особенности ОУ и взаимодействие с социальными партнерами Детская юношеская спортивная школа, ДПиШ, СДК и сельская библиотека