Информатизация |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Подлубово МР Кармаскалинский район РБ
ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ
на 2011-2015 годы
СОГЛАСОВАНО
Председатель профсоюзного комитета школы
______________ Ковшов Г.Н.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ СОШ с.Подлубово _____________ Шепелев В.В. Приказ № ____ от «____» ___________ 2011 г.
Содержание программы
I.Общие положения.
1.1. Введение.
1.2. Анализ исходного состояния
II. Паспорт программы информатизации школы
III. Цели и задачи
IV. Сроки и этапы
V. Проекты
5.1. Использование ИКТ в образовательной деятельности.
5.2. Использование ИКТ в управленческой деятельности.
5.3. Модернизация материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.
5.4. Информационно-компьютерные технологии в исследовательской деятельности учащихся.
VI. Мероприятия по реализации программы (календарный план).
VII. Ресурсы.
VIII. Информационная безопасность.
IX. Механизм реализации программы.
X. Контроль реализации программы.
XI. Планируемые результаты.
XII. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы.
I. Общие положения
1.1. Введение
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Реализация Концепции модернизации образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: -использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; -использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; -рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; -использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; -использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; -организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; -использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации МОБУ СОШ с.Подлубово. Программа информатизации школы как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить новое качественное состояние образовательной системы ОУ.
1.2. Анализ исходного состояния
Основанием для разработки программы является Концепция Федеральной Целевой Программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года».
Показателем уровня развития школы, а также критерием ее эффективности, является уровень развития и использования информационных технологий и средств телекоммуникаций. На начало 2010-11 учебного года МОБУ СОШ с.Подлубово насчитывает 7 компьютеров разного поколения, 1 класс информатики. В учебной деятельности используется 4 компьютера. Класс информатики соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и противопожарным нормам. Имеется выход в Интернет по выделенной линии. Скорость обещанная 128 кбит/сек, но чаще всего она не превышает 40 кбит/сек. У школы есть своя электронная почта. В 2010 году создан сайт. Имеется мультимедийный проектор, цифровая фотокамера, телевизор, видеомагнитофон, DVD – плеер для организации учебной и внеучебной деятельности. Недавно приобретен аналог интерактивной доски. Имеются устройства тиражирования: принтеры, сканеры, ксерокс. Медиатека включает учебно-методические комплексы по предметам, электронные энциклопедии, справочники, контрольные и обучающие программы практически по всем предметам. Из 21 педагогического работника, 15 владеют компьютерными технологиями, из них 7 владеют на более высоком уровне. Это позволило перейти на электронный документооборот внутри школы и между школой и РОО, между школой и др. образовательными учреждениями, облегчило работу учителя на уроке (раздаточный материал, использование мультимедийной техники). Имеется опыт участия учащихся и их учителей в различных сетевых мероприятиях (проектах, викторинах, конкурсах и т.п.) самого разного уровня: регионального, муниципального. Для дальнейшего совершенствования пользовательских навыков работы учителей за компьютером проводятся заседания МО школы, идет изучение компьютерных программ по предметам для дальнейшего применения по различным дисциплинам. В 2010 году был создан сайт школы. В настоящее время приказом по школе закреплен учитель для постоянного обновления сайта. Особое внимание уделяется предмету информатика. Информатика ведётся во 8-11 классах. С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов активно используются Интернет – ресурсы. Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами ИРО РБ, ФИПИ, образовательных сайтов различных регионов РФ, условиями всероссийских конкурсов и олимпиад. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.
Созданы и непрерывно пополняются:
• база данных по кадрам (приложение Microsoft Word); • база данных по отслеживанию результатов обучения (приложение Microsoft Word); • социальный паспорт школы (Microsoft Word); • предметные презентации (математика, информатика, биология, история, ОБЖ, география, природоведение, русский язык, литература, английский язык); • электронные дидактические материалы по предметам.
Заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе с помощью компьютерных технологий осуществляется изучение: • нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса; • результативности работы учителя; • уровня обученности школьников; • психолого-педагогических проблем обучения и воспитания отдельных школьников. Все учебные программы по предметам есть в электронном виде, что значительно облегчает работу учителя на начало учебного года. Таким образом, в школе созданы необходимые предпосылки для реализации программы информатизации школы: 1. Идет реализация отдельных направлений информатизации учителем информатики и наиболее активными учителями - предметниками. 2. В школе разрабатываются и ведутся уроки по разным предметам с использованием ИКТ; учителями и учащимися разрабатываются совместные проекты.
В последние годы нарастающими темпами идет компьютеризация общества, что является еще одним фактором, способствующим развитию информатизации. С каждым годом увеличивается процент учащихся, которые имеют дома компьютер. У многих имеется доступ к Интернет. Сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления. Несомненно, указанные положительные результаты станут основой для осуществления программы информатизации школы на период 2011-2015 гг.
Вместе с тем в области информатизации существуют и проблемные зоны. Первой проблемой в реализации проекта информатизации школы является нехватка компьютерной техники в первую очередь для административных целей. Вторая проблема заключается в том, что имеющаяся техника быстро устаревает, требуются материальные затраты на ее модернизацию, ремонт, обслуживание. Третья проблема заключается в том, что наблюдается разрыв между потенциальными возможностями, которые предоставляют современные технические средства, и пониманием большей части педагогов, как эти новшества использовать в профессиональной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса, отсутствие системности, эпизодичность применения ИКТ. Четвертая проблема - неполная сформированность информационных баз данных. Пятая проблема - трудности, возникающие у школьников при использовании информационных ресурсов.
II. Паспорт программы информатизации школы
Наименование программы Программа информатизации МОБУ СОШ с.Подлубово на 2011-2015годы.
Наименование, дата и номер приказа об утверждении программы Приказ по МОБУ СОШ с.Подлубово от «____»________2011г. № ____
Заказчики программы Администрация МОБУ СОШ с.Подлубово
Разработчик программы Батырова Р.Ф. – учитель информатики.
Цель и задачи программы Цель: формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров через активное использование информационных технологий.
Задачи: 1) использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов, повышения педагогического мастерства; 2) развитие познавательных и исследовательских умений учащихся, информационно-коммуникационной, социальной и других образовательных компетенций. 3) Расширение использования средств ИКТ для решения задач управления школой. 4) насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, организационной техникой.
Сроки реализации программы 2011-2015 гг.
Перечень разделов программы I. Общие положения.
1.1. Введение.
1.2. Анализ исходного состояния
II. Паспорт программы информатизации школы
III. Цели и задачи
IV. Сроки и этапы
V. Проекты
5.1. Использование ИКТ в образовательной деятельности.
5.2. Использование ИКТ в управленческой деятельности.
5.3. Модернизация материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.
5.4. Информационно-компьютерные технологии в исследовательской деятельности учащихся
VI. Мероприятия по реализации программы (календарный план).
VII. Ресурсы.
VIII. Информационная безопасность.
IX. Механизм реализации программы.
X. Контроль реализации программы.
XI. Планируемые результаты.
XII. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы.
Исполнители основных мероприятий Участники образовательного процесса МОБУ СОШ с.Подлубово
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: - повышение эффективности образовательного процесса; - автоматизация организационно распорядительной деятельности школы. - создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий; - повышение качества образования; - повышение квалификационных категорий учителей; - распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях; - создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения; - повышение эффективности использования сайта; - использование компьютерной технологии в самостоятельной работе обучающихся; - участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием интернет - технологий и интернет - ресурсов.
III. Цели и задачи
Основной целью информатизации школы является: формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров через активное использование информационных технологий.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1) использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов, повышения педагогического мастерства; 2) развитие познавательных и исследовательских умений учащихся, информационно-коммуникационной, социальной и других образовательных компетенций. 3) Расширение использования средств ИКТ для решения задач управления школой. 4) насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, организационной техникой.
IV. Сроки и этапы
Этапы Содержание
1 этап 2011-2012гг.
Компьютерная грамотность, оснащение школы средствами ИКТ, компьютерной техникой, установка и отладка работы локальной сети, применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, решительный шаг к индивидуализации обучения, переход от эпизодического использования ИКТ к созданию системы работы.
2 этап 2013-2015гг.
Создание ЕИС школы, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен, а также требует нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. V. Проекты.
Проект 1. Использование ИКТ в образовательной деятельности.
Цель проекта: Повышение ИКТ - компетентности учителей школы. Обновление содержания обучения школьников, расширение спектра образовательных услуг, изменение методов и форм организации предоставления образовательных услуг. Повышение качества обучения школьников за счет освоения информационных технологий, обеспечивающих самостоятельность работы каждого ученика.
Задачи проекта: 1. Добиться положительного отношения и мотивации к повышению ИКТ - компетентности у учителей школы. 2. Разработать систему повышения ИКТ - компетентности учителей. 3. Организовать деятельность консультативной службы по оценке ИКТ и поиску путей их внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. 4. Внедрить информационные технологии в образовательную практику всех образовательных областей. 5. Активизировать инновационную деятельность педагогов в ИКТ - насыщенной образовательной среде: участие в конкурсах педагогических инициатив. 6. Активизировать участие школьников в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. п. учебной деятельности с использованием ИКТ. 7. Формировать умение применять информационные технологии в различных видах творческой (учебной и внеучебной) деятельности.
Ожидаемые результаты проекта: Достигнуто положительное отношение и создана мотивация педагогов к повышению своей ИКТ – компетентности. Создана система повышения ИКТ - компетентности учителей, проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров в области новых информационных технологий. Оказывается методическая и консультативная помощь педагогам школы по использованию ИКТ в педагогическом процессе школы на базе ОУ. До 2012 года довести процент учителей, обученных в области ИКТ технологий, до 90% от общего количества педагогов школы. Повысить процент уроков, на которых применяются ИКТ технологии до 50%. В обучении, контроле, самообучении и самоконтроле ожидается более активное использование ЦОРов, интерактивных технологий. Кабинет информатики продуктивно используется для самоподготовки учителей и учащихся. Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету. Участие учителей в конкурсах педагогических инициатив. Ожидается участие учащихся школы в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях по предметам. Создание творческих и научно – исследовательских объединений учащихся, активно использующих ИКТ.
Проект 2. Использование ИКТ в управленческой деятельности.
Цель проекта: Повышение оперативности и качества управления школой на основе ИКТ
Задачи проекта: 1. Создать БД школы в области мониторинга здоровья обучающихся и педагогов школы, разработать системы более частого обновления БД. 2. Внедрить автоматизированную систему управления школой .
Ожидаемые результаты проекта «Управление школой» 1. Автоматизированная система управления школой внедряется и используется в управлении школой. 2. БД расширена для управления персоналом, учащимися, учебным процессом
Проект 3. Модернизация материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.
Цель проекта: Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение школы в глобальное информационное пространство, обновление компьютерной техники.
Задачи проекта: 1. Создать единую локальную сеть школы. 2. Обновить компьютерную и организационную технику . 3. Оснастить компьютерами рабочие места администрации и учителей - предметников. 4. Создать мобильный медиакабинет.(ноутбук, мультимедийная установка). 5. Сформировать современную школьную медиатеку.
Ожидаемые результаты проекта «Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса» 1. Создание единой локальной сети школы, охватывающей кабинеты, библиотеку, администрацию. 2. Постоянное обновление современной компьютерной техникой компьютерных классов и учебных кабинетов, приобретение цифрового фотоаппарата, ноутбука. 3. Создание мобильного медиакабинет… Продолжение » |